КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К ПОРЯДКУ
Родители, способные разбираться в ощущениях своего ребенка , почти всегда могут правильно отреагировать на его нужды. Это искусство воспитания высокого класса. Но для этого требуется величайшая мудрость , терпение , преданность и любовь.
Родители часто обращаются к учителю с просьбой – помочь им в психологических советах в воспитании своих детей. И больше всего проблем возникает с приучением к порядку. Ведь еще Я.А. Коменский писал, что «если порядок в вещах , то порядок в голове». Как это сделать , с чего начать многие не знают. Поэтому данная статья имеет цель—познакомить «взрослых» с принципами, которые должны прежде соблюдаться, и с «диаграммой отношений», которая позволяет перевести деликатные аспекты поведения и отношения на язык конкретных математических значений. Актуальность статьи в том, что приведены примеры и даны советы родителям.
Начнем с принципов.
Первый принцип—определить границы дозволенного. Сказать это прежде , чем начать требовать с ребенка . Требования и ограничения должны быть разумными. Ребенок должен знать , в чем заключается приемлемое или недопустимое поведение , и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил. Выполнение этого предварительного условия исключит возникновения сильнейшего чувства несправедливости , которое юные существа испытывают , когда их наказывают морально или физически за ошибки и промахи или за какой-нибудь случайный проступок. Если правила и ограничения не определены , то наводить порядок в жизни ребенка нельзя!
Второй принцип—на вызов неповиновения отвечать решительно и уверенно. Если ребенок понимает , чего от него ждут , он должен нести ответственность за свое поведение. Однако это просто сказать , но значительно труднее выполнить. Большинство детей пытаются подвергнуть испытанию, бросить вызов, подорвать авторитет старших. В момент такого мятежа маленький ребенок , прежде чем выполнить желание взрослых, будет обдумывать и нарочно из-за упрямства предпочтет их не исполнять. Когда такие столкновения случаются, то взрослым надо побеждать уверенно и решительно. Родителям должно хватить мудрости не разочаровать детей. Когда родители постоянно терпит поражение, разряжаясь слезами ,переходя на крик , тогда наступает драматические изменения в видении образа родителей их ребенком. Он перестает видеть в отце или матери надежного и заслуживающего доверия лидера в своей жизни.
Третий принцип—следует различать границы между сознательным неповиновением и ребяческой безответственностью. Ребенка нельзя наказывать , если его действия не являются проявлением сознательного неповиновения. Например, ребенок забывает убрать свою постель , не соберет за собой мусор после урока труда ит. д. ПОМНИТЕ: подобные действия типичны для детского возраста. Скорее всего незрелый детский ум защищается от взрослого давления. Необходимо проявлять мягкость по отношению к ребенку , когда вы его учите справляться с делами и своими обязанностями. Если он не реагирует на наставления, высказанные в спокойном тоне, то можно прибегнуть к использованию , то можно прибегнуть к использованию опробованных мер воздействия. Например, запретить пользоваться вещами , которые он портит. Однако надо помнить , что бороться с детской безответственностью, надо спокойными методами.
Четвертый принцип—Утешение и наставление должны происходить после того , как столкновение закончилось .Пользуясь всеми доступными средствами , пойдите навстречу и дайте им желанное утешение. Прижмите ребенка к себе и скажите, как вы его любите. Покачайте его немного и постарайтесь еще раз объяснить ему , за что он был наказан, что ему нужно делать , чтобы подобная неприятность больше не повторялась. Во время таких разговоров закладывается и строится здание понимания и семейного единства.
Пятый принцип—избегайте требований , которые невозможно выполнить. Нужно быть абсолютно уверенными в том, что ребенок способен исполнить то, что от него требуют. Никогда не наказывайте его за то , что ночью у него оказалась мокрой постель, плохо успевает в школе, так как ему не хватает способностей. Предъявление требований , которые ребенок не может выполнить, создает ситуацию неразрешимого конфликта , из которого не видно выхода. Такая ситуация нанесет ущерб эмоциональной сфере человека.
Шестой принцип—пусть вашими действиями руководит любовь. Взаимоотношения , основанные на искренней любви и привязанности, обычно складываются правильно.
|